Жюри фестиваля "Свет Рождественской звезды"

Слонимский Сергей Михайлович

СЛОНИМСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Сергей Слонимский — композитор, пианист, окончил Ленинградскую консерваторию в 1955 году по классу композиции (у профессора О. А. Евлахова) и по классу фортепиано (у профессора В. В. Нильсена). Профессор композиции Санкт-Петербургской консерватории, народный артист России (1987), академик Российской академии образования,  лауреат   Государственных премий (1983, 2002), премии Правительства Санкт-Петербурга (1996), Международной премии «Балтийская звезда» (2009), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» ӀV степени и Командорского креста Ордена «За заслуги» Республики Польша Почетный Секретарь союза композиторов России.

Автор опер: «Виринея», «Мастер и Маргарита», «Мария Стюарт», «Гамлет», «Видения Иоанна Грозного», «Король Лир», «Антигона», балетов: «Икар» (Большой театр, 1971), «Волшебный орех» (либретто и постановка М. Шемякина, Мариинский театр, 2005), 30 симфоний, Реквиема, кантат «Песни вольницы», «Голос из хора» (на стихи А. Блока), 11 концертов для различных инструментов с оркестром, фортепианной, двух скрипичных и виолончельной сонат, трио, квартета «Антифоны», квинтета, 24 прелюдий и фуг, романсов и песен на стихи А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой, А. Кушнера, Е. Рейна, И. Бродского, Б. Ахмадулиной, В. Соловьева и других поэтов, музыки к фильмам «Республика Шкид», «Интервенция», «Перед судом истории», «Моя жизнь», хоров, фортепианных пьес для детей и юношества и многих других сочинений (более двухсот).

Слонимский не только композитор и пианист. Он блестящий, артистичнейший импровизатор, крупный музыковед: автор книг "Симфонии C. Прокофьева", «Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе», «Свободный диссонанс». Музыка Слонимского широко исполняется, издается и записывается на СД в России и за рубежом.

В мае 2010 года в Нью-Йорке на фестивале музыки стран восточной Европы Слонимский был единственным приглашенным композитором.

Никита Александрович Долгушин

Никита Александрович Долгушин

Артист балета, балетмейстер, народный артист СССР
Никита Долгушин родился в Ленинграде. В 1959 г окончил Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой (ученик М.Михайлова, А.Пушкина). После окончания училища начался его творческий путь. В 1959-61 гг. Никита Долгушин — артист Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова, в 1961-66 гг. — ведущий танцовщик Новосибирского театра оперы и балета. В эти годы Никита Долгушин был настоящим кумиром поклонников балета. Критика единодушно отмечала элегантность его отточенной исполнительской манеры и интеллектуальность сценических образов (знаменитый балетный критик Клемент Крисп и сейчас уверен, что Долгушин был «самым интеллектуальным Альбертом»).

Никита Александрович Долгушин станцевал практически весь классический репертуар на лучших сценах мира. В списке исполненных им партий — ведущие сольные партии, составляющие классический балетный репертуар: Альберт («Жизель»), Принц («Щелкунчик»), Юноша («Шопениана»), Зигфрид («Лебединое озеро»), Жан де Бриен («Раймонда»), Раб, Али («Корсар»), Дезире («Спящая красавица»), Солор («Баядерка»), Солист («Пахита»), Базиль («Дон Кихот»), Джеймс («Сильфида»), Феб («Эсмеральда») и другие.

В 1964 г. Долгушин получил звание заслуженного артиста РСФСР, в 1987 году — народного артиста СССР. В 2008 году Никита Александрович отпраздновал 50-летие творческой деятельности, из которых практически двадцать лет (1968-1983) он отдал Малому театру оперы и балета — Михайловскому театру. С 1983 по 2001 гг. Никита Долгушин заведовал кафедрой хореографии Санкт-Петербургской Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Долгушин-хореограф — автор оригинальных балетов и концертных номеров, непревзойденный реставратор шедевров мирового классического наследия, прежде всего, русской хореографии. В сформированной и воспитанной им труппе театра Санкт-Петербургской Консерватории он осуществил ряд уникальных постановок, среди которых яркие и неповторимые русские балеты Серебряного века, а также оригинальные сочинения: «Сны» на музыку Чайковского, «Про Золушку» на музыку Прокофьева, «Вальпургиева ночь» на музыку Гуно. Долгушин поставил собственные версии «Половецких плясок» Бородина, «Кармен-сюиты» Бизе-Щедрина, Гран па из «Пахиты» Минкуса, балетов «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Практически ни одна сценическая работа Долгушина-артиста и хореографа, а их около трехсот, не осталась без внимания критики.

В ноябре 2007 года в Михайловском театре состоялась премьера балета Адольфа Адама «Жизель, или Вилисы» в редакции Никиты Долгушина. В июле 2008 года спектакль с успехом прошел на сцене лондонского Колизея, и британские критики единодушно признали спектакль одним из самых стильных и утонченных прочтений балета.

Ныне Никита Александрович — педагог-репетитор Михайловского театра. Однако, как всегда, Никита Долгушин не ограничивается чем-то одним: он — один из исполнителей партии Помпея в балете Георгия Ковтуна «Спартак», а также яркий лектор, чьи беседы со зрителями Михайловского театра пользуются заслуженной популярностью.

Белинский Александр Аркадьевич

Белинский Александр Аркадьевич

Режиссер, сценарист, актер, Народный артист России, Академик Российского телевидения.
Закончил режиссерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии 29 июня 1950 года, дебютировав постановкой комедии А.Борозиной «Студент третьего курса» в театре им. В.Ф. Комиссаржевской с Народным артистом СССР Чесноковым в главной роли.

Поставил 193 спектакля на телевидении, в театрах Москвы и Ленинграда – Санкт-Петербурга. Из них наиболее известны: в театре им. Ленинского Комсомола – «Кто смеется последним» К. Крапивы, все пьесы Розова; в театре Комедии – «Баня» В. Маяковского, «Домик» В. Катаева; в театре им. В.Ф. Комиссаржевской «Миллионерша» Б. Шоу, «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу, «Раскрытое окно» Э. Брагинского, «Босиком по снегу» Н. Саймона; в театре им. Маяковского «Госпожа министерша» Б. Нушича; в Московском театре им. А.С. Пушкина «Красотки кабаре» (по «Баядере» И. Кальмана, пьеса А. Белинского); в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии поставил около 10 спектаклей; в театре миниатюр под руководством и при участии А. Райкина «Любовь и коварство», «Как в аптеке», «Белые ночи», «Плюс и минус». Всего в театре А. Белинским поставлено около 90 спектаклей.

С 1961 по 1985 год А.А. Белинский работал режиссером-постановщиком на Ленинградском телевидении, поставив 112 телеспектаклей и телефильмов, не считая выпусков «Голубого огонька» и «Кабачка 13 стульев».

В 1963 году А.А. Белинский выпустил телеспектакль «Кюхля», вошедший в классику русского телевидения. Затем последовали 3 серии «Мертвых душ», «Записки сумасшедшего», пьесы А. Островского и А. Чехова, в которых снимались Н. Симонов, Ю. Толубеев, В. Меркурьев. В. Чесноков, И. Смоктуновский, С. Юрский, З. Шарко, Э. Попова, А. Фрейндлих – практически все ведущие мастера театра и кино Москвы и Ленинграда (Петербурга).  

Телефильм «Галатея» послужил открытием нового жанра телебалета. Всего А. Белинский снял 12 балетных фильмов с Е. Максимовой, В. Васильевым, И. Колпаковой и др. мастерами. В 1948 году он написал свой первый сценарий балета «Накануне» по И. Тургеневу для Г.С. Улановой. Благодаря этим телевизионным фильмам мы и сегодня можем наслаждаться неподражаемой грацией и изяществом таких легендарных балерин как Галина Уланова и Екатерина Максимова.

А. Белинский – обладатель десятка международных премий за телефильмы, в том числе золотой «Ники» за фильм «Записки сумасшедшего» и золота Каннского фестиваля за ретроспективу музыкальных фильмов. Фильм «Анюта» удостоен Государственной премии России за 1987 год. А.А. Белинский - Лауреат Царскосельской премии - 2005 - "За уникальный творческий путь в театре, кино и литературе", Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в номинации "Наша легенда и корифей" в связи с 80-тилетним юбилеем, «Золотой софит» 2008 - Приз за творческое долголетие.

Возглавив театр Музыкальной Комедии, А.А. Белинский был удостоен приза «Золотой софит» за возрождение жанра оперетты в Санкт-Петербурге. Доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, А. Белинский за годы преподавания в институте театра, музыки и кинематографии им. Н.А. Черкасова выпустил таких учеников как Е. Сафонова, Т. Кузнецова, К. Воробьев и других.

Он автор популярных книг «Записки старого сплетника», «Театральные легенды», «Старое танго», «Шарик, здравствуй!». «Записки старого сплетника" выдержали три издания.

Ирина Шарапова

ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАРАПОВА

Ирина Александровна Шарапова – профессор кафедры концертмейстерского мастерства Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова.

Она – известный пианист аккомпаниатор, в ее творческом багаже – многочисленные выступления с ведущими петербургскими вокалистами и инструменталистами как в России, так и за рубежом.

Ирина Александровна один из ведущих преподавателей концертмейстерского мастерства. За годы работы в консерватории она выпустила более 180 пианистов-концертмейстеров, большинство из которых работают по этой специальности в престижных музыкальных учреждениях и учебных заведениях страны и за рубежом.

В 2003 году И. А. Шарапова стала одним из организаторов Фестиваля-конкурса «Три века классического романса», ставшего ярким событием Петербургской музыкальной жизни. Является художественным руководителем Фестиваля-конкурса, проводит огромную работу по тематической и исполнительской наполненности этой акции. Этот Фестиваль-конкурс учрежден с целью вернуть исполнительскую актуальность такому уникальному жанру, как классический романс.

В 2006 году Ирине Александровне Шараповой присвоено почетное звание «Заслуженный артист России».

Ирина Шарапова окончила Ленинградскую Консерваторию по классу фортепиано в 1976 году и аспирантуру по классу камерного ансамбля в 1981 году (творческий руководитель – профессор Е.А Шафран). С 1981 года ведет класс концертмейстерского мастерства в Санкт-Петербургской консерватории. С 80-х годов ведет активную концертную деятельность как аккомпаниатор и ансамблист, выступая с известными петербургскими музыкантами. Она – постоянный участник концертов Малого зала Филармонии, Академической Капеллы, концертных мероприятий Союза композиторов и Консерватории, петербургский музыкальных фестивалей («Музыкальная весна», «От авангарда до наших дней», «Звуковые пути» и др.).

В качестве аккомпаниатора и ансамблиста выступала в Москве и других городах России, а также в Литве, Латвии, Чехии, Швейцарии, Франции, США. Среди ее наиболее значительных исполнительских акций – «Антология русского романса: от Алябьева до наших дней», где с солистом Андреем Славным в течение трех сезонов (27 концертов) было исполнено около 500 произведений русских композиторов. Просветительский характер имели организованные ею циклы концертов со вступительным словом: «Русская музыкальная культура XVIII-XX вв.», а также ряд концертов, посвященных романсовому творчеству Метнера, Глазунова, редкоисполняемых композиторов «Серебряного века», истории вокального цикла. Является постоянным участником «Музыкальных собраний», проводимых композитором С.М.Слонимским цель которых – возрождение творчества петербургских композиторов первой половины XX века.

Значителен ее вклад в пропаганду современной петербургской музыки – она неоднократно была первым исполнителем новых камерных сочинений . Имеет записи в фонде Петербургского радио и на ТВ. В 1999-2000 с солистами Пражской Народной оперы и Мариинского театра записала на Пражском радио три CD серии «Два века русского романса» («Только шедевры», «Чайковский», «Алябьев, Гурилев, Варламов»). В 2003 году И.А.Шарапова стала одним из организаторов, художественным руководителем и председателем оргкомитета нового петербургского Фестиваля-конкурса «Три века классического романса», учредителем которого являются СПб Консерватория, Управление Культуры Правительства Санкт-Петербурга, Благотворительный фонд Ирины Богачевой «Арт-Петербург». В 2005 году Фестиваль успешно прошел в третий раз, снискав широкое внимание музыкальной общественности и слушателей.

Владимир Самсонов

ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ САМСОНОВ (БАРИТОН)

Владимир Самсонов родился в Кишиневе в семье оперного певца. В 1991 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова. На сегодняшний день в его багаже более 40 партий классического и современного оперного репертуара. С 1991 по 1995 годы Самсонов был солистом Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, на сцене которой исполнил партии Евгения Онегина («Евгений Онегин»), Фигаро («Севильский цирюльник»), Энея («Дидона и Эней»). С 1993 по 1995 годы он работал директором хора консерватории «Молодые голоса России». В 1991-2003 годы — солист Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии. На сцене этого театра исполнил партии Эдвина («Сильва»), Мистера Икс («Мистер Икс»), Графа Данило («Веселая вдова»), Раджами («Баядера»). С 1994 года и по настоящее время является солистом Мариинского театра. На Мариинской сцене дебютировал в марте 1994 года в партии Дандини («Золушка»). В апреле того же года впервые выступил в спектакле — премьерной постановке оперы «Свадьба Фигаро» (граф Альмавива). В Мариинском театре исполняет более 15 партий. Также он принимал участие в постановке Большого театра России оперы «Свадьба Фигаро», в которой также исполнил партию графа Альмавивы. В этой же роли в 2002 году выступил на сцене Театра оперы и балета Казани в совместной российско-голландской постановке оперы Моцарта. На сегодняшний день творческую деятельность в Мариинском театре Самсонов успешно совмещает с премьерными проектами в Санкт-Петербургском Театре Музыкальной комедии, Санкт-Петербургском театре «Зазеркалье», а также с активной концертной деятельностью. Обширная география гастролей певца охватывает около 25 стран мира и десятки городов Европы и США.
ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РОССИИ (2000 год).
Лауреат Международных конкурсов:

  • Гран-при и Приз зрительских симпатий Международного  конкурса оперных певцов  им. Марио дель Монако (жюри: Паоло Монтерсоло, Луиджи Альва),  Италия,  1994 г.;
  • Гран-при  Международного телевизионного конкурса "Петербургский ангажемент", (жюри: Булат  Менжилкиев, Е.Моргунов, А.Джигахранян, Л.Федосеева-Шукшина, И. Дмитриев),  Санкт-Петербург, 1996,
  • Международный конкурс оперных певцов  им. Виньяса, Барселона,1997 г.
  • Диплом  Международного конкурса оперных певцов ”Возрождение русского бельканто”, Санкт-Петербург, 1991 г.
Татьяна Константинова

Татьяна Константинова /Сальникова/

С 1965 по 1972 год — солистка Ленинградского Дворца пионеров им. Жданова. Закончила музыкальное училище при Ленинградской государственной Консерватории им. Римского-Корсакова, отделение — артист музыкального театра. Работала в Ленинградском театре Музыкальной комедии. Закончила Московский государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС). С 1983 года — стажер, затем солистка-вокалистка Московского театра Оперетты. В 1998 году присвоено звание Заслуженной артистки РФ.

В 1990 году окончила Высшие балетмейстерские курсы (г. Москва, руководитель народный артист РСФСР Б. Акимов). В 2007 году закончила Высшие режиссерские курсы (г. Москва) по специальности «Режиссура музыкального театра». С 2007 года и по настоящее время — режиссер Московского театра Оперетты.

За время работы в театре сыграно более 30 ролей, среди них: «Остров сокровищ» - (Джим), «Здравствуй, папочка» - (Золотой цыпленок), «Старик Хоттабыч» - (Волька Костыльков), «Королева чардаша» - (Стази), «Принцесса цирка» - (Мари), «Марица»- (Лизочка), «Холопка» - (Поленька), «Клоп» - (Зойка Березкина), «Скрипач на крыше» - (Хава), и т.д.

Поставленные спектакли в качестве режиссера по пластике и балетмейстера:

  • «Ключ на мостовой», «Целуй меня, Кэт!» - Ленинград, оперная студия Консерватории,
  • «Севастопольский вальс», «Плутни Скапена», «Трехгрошовая опера» - ГИТИС,
  • «Галатея» - Ижевск,
  • «Медея»- театр «Мел», Москва,
  • оперы «Куприянов и Наташа» и «Дафна» - театр Станиславского и Немировича - Данченко, Москва,
  • «Женихи», «Римская идилия», «Мирандолина» - Московский театр Оперетты,
  • «Приключения Буратино», «Моя прекрасная леди», «Мистер «Х» - Москва и т.д.

Фильмы (режиссер по пластике и балетмейстер):

  • «Яды или всемирная история убийства», «Всадник по имени смерть» - режиссер Карен Шахнозаров, «Спартак и Калашников» - режиссер Андрей Прошкин (Мосфильм),
  • «Виц мундир» - режиссер Игорь Маскаленко, «Аз и Фет» - режиссер Владимир Грамматиков (студия им. Горького, Москва).

Гала - концерты, новогодние представления для детей и взрослых, творческие вечера:

  • Вечер Народной артистки СССР Т.И. Шмыги - Московский театр Оперетты (автор либретто, режиссер-постановщик, балетмейстер).
Ольга Корец

Ольга Корец

Окончила Новгородское музыкальное училище, Санкт-Петербургскую академию. С 1993 г. работает в камерном оркестре Новгородской областной филармонии, Концертмейстер виолончельной группы. Ведет активную творческую деятельность, является руководителем различных коллективов, преподаватель ДМШ им. Аренского. Её ученики являются лауреатами разных степеней. Ольга участвует в различных международных проектах. Играла в объеденных оркестрах: Финляндии, Эстонии, Польши, Норвегии, России.

Раиса Николаевна Слонимская

Слонимская Раиса Николаевна

Музыковед, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки, факультета искусств Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств и кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, член союза композиторов России.

Автор более восьмидесяти работ, среди них более десяти книг: монографий, учебников, сборников, среди которых «Развитие музыкальных способностей студентов гуманитарных вузов», «Практические задания по курсам музыкально-теоретических дисциплин и  истории музыки». Совместно с Т.Зайцевой к юбилею С.Слонимского была выпущена книга «Вольные мысли».

Область научных интересов: теория, история музыки, методика преподавания музыкальных дисциплин (история музыки, сольфеджио, гармония, полифония, музыкальная форма), стилевые особенности музыкального искусства, взаимодействие видов искусств, методология педагогики музыкального образования, развития музыкальных способностей.

Марина Щербакова

Марина Щербакова – заместитель Генерального директора Фонда художника Михаила Шемякина

Руководитель проектов «Воображаемый музей Михаила Шемякина», «Онтология форм», куратор Международного художественного конкурса UISAR – 2010 (совместный проект компании Unilever и британской галереи современного искусства "Tate modern"), старший преподаватель Института экономики и культуры.

© 2010-2024 Балтийский фестиваль. Международные фестивали конкурсы.